Почему дешёвый визуал часто воспринимается как небезопасный продукт
Ну, сейчас будет классика жанра – я каталась на автобусе к бабушке и задумалась. Почему нас так коробит от тупо “дешёвенького” дизайна? Нет, реально – натыкаешься в инстаграме на какой-нибудь магазинчик, а у них баннер, на котором комиксанс улыбается даже немного с тревогой. Всё переливается, тени синие, каждый элемент состоит из как будто других случайно найденных элементов, цвета спорят между собой, будто новые соседи на дачном участке… И вот тут у меня, человека с фобией доверчивости, включается особый режим: “Опа, это опасно”.
Почему? – спросите вы. “Может, там вообще гениальный продавец?” Может, но скорее всего – нет.
Потому что визуал – как паспорт или селфи без фильтров: ты смотришь и за первые секунды считываешь, насколько тебе вообще сюда “можно”. Наш мозг мечтает о безопасности, а визуал бренда для него – как забор вокруг собственного двора. Если забор деревянный, но аккуратненький, с лаком и ровными досками – значит, хозяин заботится, тут можно яблоко на дорожку попросить. А если доски разные, где-то на гвоздях, а где-то и так держатся, с прошлого года… То, простите, рисковать не хочется, даже если внутри поселились очень хорошие котики.
Вот с визуалом – та же песня. Плохо собранный логотип, липкие шрифты, мутные фото, случайные цвета – и внутри что начинает зудеть: “Оно и в остальном так топорно?” А вдруг я у них оплачу, а мне вместо платья придет печальная кофта из какой-нибудь сакраментальной алиэкспрессии? Не хочется.
И это не только у меня комплекс “мама говорила проверять сдачу”. Такие вещи наш мозг очень быстро улавливает. Почему? Потому что в современном мире визуал стал тем же самым “я тебя вижу, друг”. Он передаёт – насколько тут умеют не только делать, но и ДУМАТЬ О КЛИЕНТЕ. Поторопились, сэкономили, не захотели разбираться – значит, и внутри продукта возможны примерно те же действия: “Авось и так сойдёт”.
То есть, когда человек получает дешёвый/несобранный визуал, он неосознанно понимает: тут ему никто не обещает безопасности, никто не почесал за ушком его тревожность. Тут можно ожидать подвоха (или хотя бы неидеального сервиса).
Путешествие в прошлое: помните книжки в детстве с ужасной бумагой, где красная краска оставляла пятна даже на пальцах, а картинки были как будто из “клип-арт-входа”? Могли быть великолепные сказки, но брали-то книжку с нормальными иллюстрациями! Или вот эти кафе, где меню ламинируют на скорую руку, рассыпающееся на краях, а фото роллов даже ребенок нарисовал бы красивее. Есть желание заказывать? Только если очень голоден и других вариантов нет.
Психология тут очень проста: если человек не потратился на минимальный порядок – какой у него подход дальше, к качеству самой услуги/товара? Не потому что у него нет денег, а потому что нет желания и уважения к клиенту. Даже если продукт на самом деле офигенный, дешёвый визуал ОТТЯГИВАЕТ внимание, вызывает напряжение, и клиенту кажется, что с ним могут поступить так же “на скорую руку”.
Особенно сейчас, когда век digital-обработки, тут все привыкли к “глянцу” и полировочке. И чем больше вокруг “стилизованного” WOW, тем сильнее бросается в глаза визуальный атавизм с флера “слепил за пятнадцать минут в Канве”. Это суровая реальность.
Тут же работает и обратная магия: представить себе двух продавцов на рынке. Один – с аккуратной витриной, чистой упаковкой, этикеткой, второй – развалил свои вещи как попало, а бумажки ценников отрываются ветром. Угадайте, кому больше доверия? Не из-за этикетки или упаковки, а потому что это говорит о подходе внутри.
Я всегда повторяю: “Визуал – это не узоры, а гарантия, что тебя здесь не собираются обмануть”. Ты приходишь в магазин/на сайт и ОЦЕНИВАЕШЬ, какое тут обращение с деталями. Визуал можно не понимать формально – но ощущения от него у всех очень понятные. Даже моя мама (которая до сих пор думает, что я “рисую в фотошопе всякие приколы, ну тебе нравится, доча, хорошо”) – даже мама скажет: “Слушай, ну что-то у них тут всё слишком… простенько. Ты уверена, что это настоящее?”
Так и работает этот фильтр. Визуал как лакмусовая бумажка – “ожидание реального отношения”. Если он аккуратный, свежий, продуманный, понятный глазу – мозг говорит: “Тут меня ждут, здесь всё по делу, коэффициент доверия — плюс сто”. Если всё хаотично, цвета дерутся или обои похожи на “привет из одноклассников” – наш внутренний сторож хватается за телефон мамы и шепчет: “Дочка, смотри аккуратнее, вдруг тут не то”.
И дело не только в красоте — на вкус и цвет, как известно, можно поспорить. Дело в ощущении СБОРКИ. Даже самый бюджетный проект можно сделать аккуратно и просто: без перегруза, без хлама, с любовью к каждому слову, шрифту и цвету. Это видно и считывается сразу. Можно не знать, какая разница между “грубым кернингом” и “вектором”, но разницу между “о, круто выглядит!” и “что за каша?” понимают даже котики.
Ой, а сейчас ведь появится вопрос: “Катя, а если у меня нет бюджета вообще – что, мне повеситься на первой картинке?” Нет! Но вложиться в минимальный порядок – вполне реально. Есть и бесплатные материалы, и нейросети, и дизайнеры, готовые помочь сделать хотя бы основное приличным. А вот экономия “на глазок” — это экономия на себе, на доверии людей и, по факту, на доходе.
Могу рассказать кучу историй клиентов, когда у людей КЛАССНЫЙ продукт, отличные отзывы, люди горят делом, но… просто визуал был “собери сам”. И продажи не росли, или люди писали: “Скажите, а вы правда существуете?” Делали фирменный стиль — хоть самый базовый, иногда даже не в “золотой рамке”, без крутых анимаций, но с чувством вкуса, с ноткой любви и заботы — и всё, магия! Люди сами стали рекомендовать, делиться, писать хвалебные ОДУ сторис и, конечно, покупать. Потому что доверили свои деньги и настроение тем, кто “смотрит в оба”.
Я сама люблю аккуратность в мелочах. Это как утром заправить кровать или лишний раз вымыть чашку — ты понимаешь: порядок внутри поддерживается всегда, даже если никого нет в комнате. Вот и с брендом — порядок видно за версту, как бы ни прятали под ворохом спецпредложений и уценок.
И ещё момент: дешёвый визуал часто ассоциируется не только с «дешевизной» в плане цены, а и с НАБОРНОСТЬЮ, бессистемностью. Знаете эту фразу: “Аккуратность начинается с мыслей”? Вот в дизайне — ровно то же самое. Если визуал продуман, даже простейший макет говорит: «Тут есть система, тут есть ответственность».
То есть, отвечая коротко на вопрос — почему дешёвый визуал = ощущение небезопасного продукта? Потому что он про “авось”, про “и так сойдёт”, про “потом доделаем”. А мы все хотим, чтобы нас встречали с вниманием. Никто не любит заходить туда, где бардак.
Вот и всё: визуал — это не про красивые картинки, а про твою гарантию безопасности. Прямо как собачка, которая проверяет чужаков на проходной: если всё в порядке — пускает, если подозрительно — вызывает службу заботы (и звонок маме на всякий случай).
А вы как реагируете на “дешёвенькие” сайты или упаковку? Доверяете или сразу в папку “лучше обойти стороной”?
Пишите в комментарии, очень интересно послушать реальные истории! Их у меня, кстати, уже на целую книжку…
Как эксперту найти свой стиль и выделиться на рынке?
Переходи и скачивай гайд: https://t.me/KatgruBot?start=b_A3w1tLqLiL
Подписывайся на мой тг-канал, чтобы не терять клиентов из-за «дешёвого» визуала и собирать упаковку, которая продаёт — быстро, понятно и без лишних заморочек:
https://t.me/katgru_design
No responses yet