Стою как-то перед шкафом и думаю: “Ну вот, Катя, ты опять. Смотришь на этот модный пиджак — и вроде стиль, вроде тренды, а надеть всё некуда. Потому что если я наряжу его на встречу с тем самым клиентом из кофейни, который продаёт вязанные шапки детям — он меня, кажется, либо испугается, либо попросит провести экскурсию в галерею современного искусства”.
И вот тут как раз настигает вопрос из вечной серии «быть или казаться»: что важнее — выглядеть стильной или попадать в контекст своей аудитории? Короче, стиль против уместности. Вечная борьба, чуть ли не как сладкое после шести.
Тут нужен сюжет из жизни дизайнера, причём не абстрактного, а моего, честного, «как оно есть» (люблю такое!). Был у меня заказчик, который делает эко-игрушки для малышей (няшно же, соглашусь). Я решила, что фирменный стиль должен быть прямо как страничка из Pinterest: пастельные цвета, легкие шрифты, каждая буква — как катышек. Прислала эскиз — и получила в ответ: “Катя, тут всё красиво, но… это прям глянец для девочек из города. А наши покупатели — мамы из небольших городов, для которых инстаграмный стиль — это магия Хогвартса. Хотелось бы по-домашнему, чтобы тепло передавалось через экран”.
И вот я сижу, краснею, кручу макеты, и думаю: «Ты ж не для себя делаешь, ты — для людей». В этот момент меня осенило: вот он, конфликт века между желанием выделиться и реальностью «быть своей». Не столько вопрос, в чём ты сегодня, но больше — с кем ты сегодня.
Все мы, особенно дизайнеры, любим, чтобы Гармония и Порядок шли под ручку со Стилем. Но если твоя «идеальная» подача не созвучна с людьми, для которых ты работаешь — все труды сводятся на нет. Как с той бабушкиной шалью, которую ты очень любишь, но в офисе на тебя странно смотрят.
Стать супер-стильной иногда хочется до дрожи: чтобы цвет – самый модный, и иконки везде такие, аж из журнала. Но вот беда: если целевая аудитория смотрит на твои макеты и спрашивает: «Можно попроще, а то мы не понимаем, куда тут жать и где это вообще читать», — вся твоя стильность идёт гулять по подиуму без публики.
Есть у меня одна гипотеза: запредельно стильная подача — это как новое платье, которое ты купила по совету стилиста. Вроде класс, все хвалят, а сама не чувствуешь себя собой. И вот так же у людей с перебором в твоём дизайне — визуально классно, но где-то некомфортно на уровне ощущений.
Уместность — это про заботу. Про то, что ты знаешь, кому пишешь, кому рисуешь, ради кого тратишь пять часов на подбор оттенка бежевого (о да, Сара, я помню твои 17 правок!). Ты не просто «стильно», ты ещё и по-человечески, по-дружески.
Вот свежий пример. Готовила оформление для одного проекта. У клиента — химчистка. Сначала хотелось засунуть туда лаванду, градиенты, в идеале ещё пару флюидных пятен. Но… В городе, где живёт владелец, таких химчисток три: все старой школы, все в стиле “табличка на будке”. А наша — с новым лицом, но… если я переборщу, его узнают только в Москве, а местные даже бояться зайти. Переделываю: делаю проще, ближе к народу. В результате — клиент доволен, а я теперь шутливо зову себя “продавцом правильных табличек”.
Что я из этого вынесла: важнее всего НЕ твои личные амбиции, а попадание в цель. Пусть стиль идёт чуть позади, но зато он не выбивает людей из зоны комфорта. Ты не ради Behance работаешь, а ради клиента и его покупателей (и давай честно: если хочешь чистого творчества — рисуй арт в стол).
Теперь вопрос в лоб: как поймать баланс? Надо ли вообще заморачиваться стилем, если можно все сделать по-человечески понятно? Спойлер: надо! Потому что «понятно» — это не равно «скучно». Это просто другая масштабная задача — сделать чтобы было и стильненько, и читаемо, и чтобы клиент не думал: “Это что, глянцевый журнал с подиума или моя кофейня на районе?”
Мой рабочий рецепт такой:
- Сначала глубоко вникаю: кто этот человек, который будет смотреть на мой дизайн? Чем он живёт? Есть ли у него собака или кошка (не шутка — у кошатников обычно своя эстетика!).
- Дальше — тестирую: показываю несколько вариантов. Иногда прям в сторис выкладываю, прошу фидбэк. Главное — честно, без “да всё окей”.
- Смотрю на реакцию. Если все говорят: “Красиво, но непонятно, что тут происходит”, — возвращаюсь и ищу вариант между модой и понятностью.
- Когда получаю “О, вот это прям наше!”, начинаю усиливать детали — аккуратно, чтобы было выигрывающе, но не чуждо.
И если на этом пути получается ещё и в стиль попасть — всё, жизнь удалась (ну или, по крайней мере, вечер пятницы). Помню, после очередного стиля для цветочного магазина хозяйка написала: “Мне теперь самой приятно туда зайти, а бабушки не пугаются современных бантиков”. Вот ради таких писем и работаю.
Подводя итог (и тут прямо режу по живому): стиль — штука волшебная, но всегда приправляй её пониманием своей аудитории. Иначе будет как тот модный латте с розовым молоком — прикольно, но после пары глотков задумаешься: “А что это вообще было?”
Так что если вы стоите перед выбором, что важнее — быть стильным или уместным, выбирайте уместность, но не забывайте про пару приёмов из арсенала “стильно, но по-дружески”. И тысячу раз перепроверьте, как на это смотрит тот, для кого вы стараетесь.
Лично я делаю ставку на честность и заботу — и мои клиенты это, кажется, чувствуют даже через экран.
А у вас бывали такие терзания? За что больше голосуете: за стиль или за понятность? Делитесь в комментариях, будет интересно окунуться в вашу дизайнерскую кухню!
Как эксперту найти свой стиль и выделиться на рынке?
Переходи и скачивай гайд: https://t.me/KatgruBot?start=b_A3w1tLqLiL
Подписывайся на мой тг-канал, чтобы не терять клиентов из-за «дешёвого» визуала и собирать упаковку, которая продаёт — быстро, понятно и без лишних заморочек:
https://t.me/katgru_design
No responses yet